1.7.17

Церковь Святых мучеников Сергия и Вакха

Каир, столица Египта, основан в 960 г. Его арабское имя - Аль-Кахира («Победа») и символизировало оно когда-то начало новой династии халифов - Фатимидов. Город давно разросся и поглотил многие окружающие достопримечательности, в том числе и древнюю крепость Вавилон. Она была воздвигнута еще персами и перестроена затем римлянами для защиты нильских рубежей, но сохранила до наших дней только две полуразрушенные башни. А в этом старом районе Каира, среди бесчисленных минаретов, сохранились многие древние христианские святыни.

Древнейшим христианским храмом египетской столицы является церковь во имя Святых Сергия и Вакха, римских воинов, мученически пострадавших за веру в Восточной Сирии, во времена царствования императора Максимиана. Они были его знатными сановниками и первыми из вельмож при дворе. Были уважаемы за благоразумие и храбрость на войне и за верность в службе. И редко кто мог обратиться к царю с просьбою иначе, как только чрез его вернейших советников. Однако Сергий и Вакх искали милости не столько у царя земного, сколько у Царя Небесного. Но из-за страха пред царем они до времени скрывали свою веру во Христа, ибо Максимиан относился к христианам с безмерною ненавистью.

Но однажды завистники донесли на них. И когда царь пошел в храм Зевса с приближенными, то он не увидел рядом своих советников. Тогда приказал он привести их в храм силой и предложил поклониться языческим идолам и принести жертвоприношения. Когда они отказались, то были подвергнуты жестоким мучениям, но не сломлены. Скоро их отослали под стражей на Восток, с царским повелением о приведении к раскаянию или преданию смерти. Но и там они отказались служить идолам и принести жертвы богам и стойко приняли смерть. Мученик Сергий станет небесным покровителем нашего преподобного Сергия Радонежского.

Каирский храм Святых мучеников Сергия и Вакха особенно почитаем христианами за наличие под его алтарем подземной пещеры - крипты. Именно в ней, согласно церковному преданию, останавливалось Святое Семейство во время своего бегства в Египет. Евангелие благовествует, что святому Иосифу во сне явился Ангел, который сказал, чтобы он, взяв Марию с Младенцем, отправился в Египет, так как царь Ирод хочет погубить родившегося Иисуса. По преданию, далее Семейство, после остановки, отправилось вверх по Нилу, пробыв в Египте в общей сложности три года. Сегодня древняя крипта находится на глубине уже свыше десяти метров, под спудом культурного многовекового слоя.

К сожалению, с возведением Асуанской плотины, вызвавшей подъем грунтовых вод, крипта постоянно подтопляется, что приводит к невосполнимому разрушению святыни. Вход туда теперь чаще закрыт. Лишь старые фотографии могут дать представление, как она выглядела ранее: тесное помещение со святым престолом над местом, где принимало трапезу Святое Семейство с Пресвятой Богородицей, праведным Иосифом и Младенцем Иисусом. Хотя существует и другое предание, где обитало Святое Семейство. Через стену старого православного кладбища, в греческом Георгиевском монастыре, стоит небольшая церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы, возведенная в XIX в.

Именно она, по другой местной легенде, стоит на месте дома, в котором Святое Семейство обитало в Египте. Храм Святых мучеников Сергия и Вакха, возведенный в VI в. по плану трехнефной базилики, является типичным образцом ранне-христианского строительства. Внутри нефы расчленены двенадцатью беломраморными колоннами с коринфскими капителями, изъятыми из заброшенных языческих римских храмов. Центральный неф возведен выше боковых, что позволило строителям устроить световые проемы и наполнить храм верхним ниспадающим светом. Храм длиной 27 м, шириной - 17 м, а высотой - 15 м, внешне не примечателен, но внутри создает гармонию и цельную полноту храмового пространства.

В центре базилики сохранился древний мраморный резервуар для освящения воды. Также, вероятно, древней работы мраморные амвон и кафедра для проповедей. Древностью здесь дышит каждый камень, рождая удивительные религиозные ощущения. Сколько поколений людей здесь молитвенно прославляли Господа, сколько скорбей и радости видели эти стены. Время не могло не вовлечь подобный храм в исторический круговорот событий. Именно в нем в X–XI вв. торжественно поставляли на престол коптских патриархов. Позднее с северной и южной сторон храма были пристроены две колокольни в готическом стиле.

Храм принадлежит Коптской православной церкви, которая хоть и считает себя православной, но не состоит в евхаристическом общении с церквами византийской традиции. Коптская церковь является автокефальной, самостоятельной, имеет свою иерархию и патриарха. Коптов-христиан в Египте насчитывается восемь миллионов, и они являются прямыми потомками древних египтян и наследниками их культуры. Богослужение у них ведется на коптском и арабском языках, коптский язык является поздней переработкой древнеегипетского языка, и, что интересно, за богослужением они употребляют старинный музыкальный инструмент систр, звучавший еще во времена фараонов.

Коптский же язык сегодня является мертвым и в повседневной жизни уже не используется. Коптская церковь является по определению монофизитской, признающей только Божественную сущность Христа, отвергая постановления Халкидонского Вселенского собора (451 г.). На этом соборе был выработан православный догмат о единстве двух природ во Христе - Божественной и человеческой. Александрийский патриарх Диоскур и его сторонники не поддержали его тогда и были осуждены собором. Копты, составлявшие большинство населения страны и не принявшие халкидонского постановления, долго и мучительно разделялись с греческой Александрийской патриархией.

И уже в 536 г. коптами был избран свой первый патриарх. Так, в Александрии наряду с греческим православным патриархатом сформировался монофизитский коптский. Уже тогда он стал подвергаться многочисленным притеснениям со стороны императорской власти. Но когда в VII в. пришли арабы, положение их еще больше ухудшилось. Так, нарушив церковное единство, копты подверглись еще большему гнету. Безмерные налоги, грабежи и насилие неоднократно приводили к восстаниям коптов, которые жестоко подавлялись. Уплатив налог, они унизительно клеймились, те же, на ком клейма не было, подвергались жестокой казни.

В X столетии копты обязаны были даже носить на шее большой деревянный крест, пригибавший их к земле. Подобное отношение, а также политика изгнания коптов из страны, особенно с началом Крестовых походов, способствовали значительному сокращению населения. Многие в тот период вынуждены были принимать ислам. И если в XI в. копты составляли большинство населения страны, то к XVI в. они составляли уже, лишь 10 %. Несмотря на богословское расхождение с греческой традицией, сами копты всегда называли себя православными.

И первый начальник Русской Духовной миссии на Святой Земле архимандрит Порфирий (Успенский) намеревался возвратить их в лоно Вселенского Православия. Относительно догматических различий отец Порфирий писал, что копты «признают в Спасителе два естества, Божеское и человеческое, одаренное разумной душой, но так, что они по соединении стали одно естество и одно лицо с одной волей и одним действованием». Поэтому архимандрит Порфирий, с разрешения Синода Русской православной церкви, планировал предпринять переговоры с коптским патриархом, которым не суждено было состояться из-за начала Крымской войны и отъезда архимандрита из Палестины.

Устройство храмов и литургия коптов, несомненно, ближе всего к православной традиции. Копты, несомненно, внесли огромный вклад в историю христианской церкви. И главным, чем они прославили свое имя, было рождение в безлюдных пустынях (IV-V вв.) первого духовного опыта монашества. Первые его подвижники - Антоний Великий, Макарий Великий и Онуфрий Великий - были этническими коптами.

В Раздел