11.7.17

Мцхетский собор (1 часть)

Житие святой Нины повествует, что однажды ей явилась во сне Богородица и вручила сплетенный из виноградной лозы крест, повелев идти в Иверию просвещать народы светом Христовым. Не скоро достигнув Картлийского царства, она поселилась в Мцхете, в домике садовника, при дворце правителя Мириана, где позднее будет сооружен Мцхетский храм. Она неустанно проповедовала, а для своего пристанища позднее избрала кусты ежевичных зарослей на самой окраине древнего города, где теперь возведен женский монастырь Самтавро.

Первая грузинская церковь, мать всех грузинских церквей, будет построена просвещенным евангельским учением царем Мирианом в IV в. Мцхетский храм сразу же получил второе имя – «Свети-Цховели», в переводе означающее «Живоносный Столп», по происшедшему здесь тогда великому чуду. А оно было связано с величайшей реликвией - нешвенным хитоном Господним, принесенным с иерусалимской Голгофы и находящимся, по свидетельству грузинских хроник, все последующие века под сводами этого храма. Согласно грузинских хроник, часть иудеев в древности, после разрушения Иерусалима Навуходоносором, поселилась в Мцхете и проживала здесь общиной многие века.

Во времена пришествия Спасителя иудеи послали двух раввинов Элиоса и Лонгина Карснийского в Святой Град, дабы удостовериться в действительном пришествии Мессии. Раввины прибыли в Иерусалим уже в час распятия Христа, когда римские легионеры уже бросали жребий, кому достанутся одежды распятого. Промыслом Божиим хитон Иисуса оказался у посланцев Грузии. Один из них, Элиос, по прибытии в Мцхету передал святыню своей сестре, благочестивой Сидонии, уже уверовавшей во Христа. Сидония, взяв хитон в свои объятия, скоропостижно умирает, пораженная известием о распятии Спасителя.

Элиос тогда стал усердно молиться Богу, и земля неожиданно поглотила умершую девицу вместе с драгоценным хитоном. Могила Сидонии стало глубоко почитаться первыми христианами, а скоро над ней выросло огромное кипарисовое дерево. Царь Мириан, приняв христианство, решил над этим святым местом воздвигнуть деревянный храм и приказал срубить трехсотлетнее дерево. Во исполнение его желания дерево срубили, изготовив из него семь величественных храмовых колонн. Шесть колонн было установлено в церкви, а седьмая неожиданно зависла в воздухе и никак не опускалась.

Лишь после того как святая Нина молилась целую ночь о ниспослании милости, столп этот встал «без прикосновения руки людской» и с него истекло драгоценное миро, исцеляющее всех приходящих к нему больных и убогих. Отсюда и пошло наименование храма «Живоносный Столп». Вскоре частицы древа стали быстро распространяться по всей стране. Опасаясь раздробления столпа на части, царь, для сохранения святыни, приказал покрыть известняком чудотворный столп, а сверху установить вырезанный из того же древа крест - так называемое Животворящее Древо.

Проведенные археологические исследования уже в наше время достаточно точно позволяют восстановить контуры первого храма. Остатки деревянных столбов фундамента четко обрисовывают план первоначальной церкви. В V в., при царе Вахтанге Горгасали, вместо обветшавшей деревянной церкви сооружается новый каменный храм. Его отдельные фрагменты потом будут использованы при возведении следующего собора. Так, вставленные в подкупольные устои орнаментальные камни внутри нынешнего храма, а также каменные бычьи головы на восточном фасаде свойственны, по мнению искусствоведов, именно произведениям той эпохи.

Проведенные археологические раскопки вскрыли остатки апсиды, древних колонн, установив четкие контуры базилики Вахтанга Горгасали, которая простоит до начала XI в., когда пришедшую в ветхость церковь снова перестроют. В 1010–1029 гг. при католикосе Грузии Мелхиседеке на этом месте воздвигается новый патриарший храм во имя Двенадцати Апостолов Христовых. На постройку кафедрального собора Мцхеты делают пожертвования многие правители грузинских царств. Посылает вклад и византийский император.

Возводится крестово-купольный трехнефный храм, немного вытянутый по продольной оси и увенчанный грациозным куполом, опирающимся на четыре мощных столба. Фасады его отделываются изысканными декоративными арками, типичными для грузинской архитектуры рубежа X–XI вв., придавая всему сооружению строгую и спокойную величавость. Карнизы, обрамления окон сплошь покрываются резным орнаментом. Высокие стены интерьера церкви тонко смягчаются сооружением хоров, придающими внутреннему пространству определенную легкость.

Позднее, в XIII–XIV вв. в южный неф будет встроена небольшая часовня-ротонда - дань композиции храма Гроба Господня. Со строительством храма связано несколько старинных преданий. По одному из них, зодчий Арсукидзе, возводивший храм, стал жертвой зависти и был оклеветан своим учителем, которого значительно превзошел в творчестве. Ему отрубают в наказание десницу. Популярная в народе древняя легенда подтверждается рельефом правой руки, держащей угольник, и краткой надписью «Рука раба Божьего Арсукидзе, помяните», размещенной над центральной аркой северного фасада собора.

В Раздел