23.11.16

Праздник, который всегда с тобой (13 часть)

Площадь Театр и церковь Сакре-Кер.

Центр Монмартра – открыточная площадь Тертр (place du Tertre) на самой вершине холма, существовавшая еще в XIV веке. Сегодня она оккупирована ресторанами и легионами художников, на скорую руку рисующих портреты туристов. В нескольких шагах от площади, на пересечении улиц Сент-Элетэр (rue Saint Eleuthere) и Мон-Сени (rue du Mont Cenis), стоит романская церковь Сен-Пьер-де-Монмартр (Saint Pierre de Montmartre) 1134 года – все, что осталось от бенедиктинского монастыря, с которого начиналась деревня.

Некоторые части церкви были перестроены в XV и XVII веках. Внутри, у входа, сохранились колонны галло-римского храма. К XIX веку здание церкви сильно обветшало, и было решено его снести. Тогда на защиту памятника старого Монмартра поднялись художники, и Сен-Пьер пощадили. Однако ныне она совершенно теряется в тени своей соседки, гигантской базилики Сакре-Кер (Sacre-Coeur), возведенной в двух шагах в искупление грехов Парижской коммуны. Псевдовизантийская поделка (1875-1914) архитектора Поля Абади с самого начала не вызывала у парижан особой симпатии.

Несмотря на массовую оппозицию, проект был-таки, реализован, но противники Сакре-Кер отыгрались, присвоив скверу у подножия ведущей к базилике лестницы (square Willette) имя местного художника, кричавшего на освящении церкви «Да здравствует дьявол!». Если с существованием Сакре-Кер и можно примириться, то только благодаря виду на город, открывающемуся с вершины купола. Впрочем, панорамой можно полюбоваться и бесплатно – со смотровой площадки у подножия церкви, кишащей продавцами сувениров, туристами и карманниками.
 
Северный склон холма.

Спускающаяся с северной стороны холма улица Соль (rue des Saules) проходит через монмартрские виноградники, высаженные здесь художником Пульбо и его друзьями, которые в 1929 году захватили пустующий клочок земли в знак протеста против ненасытных застройщиков. Замысел, конечно, самый благой, только вот в виноделии художники ничего не понимали. Вопреки науке виноград высажен на северном склоне. Более того, Пульбо и его друзья не знали, что лозам потребуется на созревание четыре года, и устроили праздник первого урожая уже следующей осенью.

Виноградниками, на которых до сих пор каждый год производят около 1 500 бутылок дрянного вина, управляет Синдикат Монмартра, ежегодно избирающий мэра и президента холма и организующий по этому поводу публичные праздники. В доме N22 по улице Соль сохранилось легендарное кабаре «Лапен Ажиль» (Lapin Agile, «Ловкий кролик»). Первое кабаре, на фасаде которого был нарисован смешной кролик, выскакивающий из большой кастрюли, открылось в 1860 году. В начале XX века сюда любили приходить Верлен, Клемансо, Ренуар.

В 1903 году поэт и певец Аристид Брюан выкупил кабаре и поручил управлять им своему другу, папаше Фреде, благодаря которому заведение стало популярным богемным местом. На стене его долго висела картина, на которой один из завсегдатаев, Пикассо, написал себя в виде Арлекина, жену приятеля вывел Коломбиной, а папашу Фреде изобразил в виде гитариста (ныне в частной коллекции в США). В двух шагах отсюда, в доме XVII века с симпатичным зеленым двориком по улице Корто (12, rue Cortot), в разное время жили Ренуар, Сюзанна Валадон, Утрилло.

Сейчас здесь – не самый интересный Музей Монмартра (Musee de Montmartre), но из окон по-прежнему открывается замечательный вид на виноградники, склон холма и северную часть Парижа. Примыкающий к музею и виноградникам заросший пустырь – вовсе никакой не пустырь, а специальный дикий сад (Jardin sauvage Saint-Vincent), который в 1985 году было решено сохранить в таком виде для изучения естественной флоры и фауны. Поблизости, на углу улицы Мон-Сени (22, rue du Mont-Cenis), жил со своей женой-англичанкой Берлиоз.

Сама улица представляет картинную панораму Монмартра с фотографий и рисунков начала века – отвесно уходящие вниз ступеньки с перилами посередине и старыми фонарями. По другую сторону от «Лапен Ажиль» – окруженный фасадами ар нуво сквер Сюзанн-Бюиссон (square Suzanne-Buisson) и тем же ар нуво застроенная авеню Жюно (avenue Junot). Этот проспект иногда называют «Елисейскими Полями» Монмартра. Жилье здесь самое дорогое на севере Парижа.

На углу авеню Жюно и улицы Жирардон (rue Girardon) живет актриса Анук Эме («Мужчина и женщина»). От дома N11 в сторону параллельной улице Лепик отходит переулок, в котором находится так называемая «Деревушка художников» (Hameau des Artistes) – павильоны и мастерские, окружающие небольшой садик. Самый интересный в этом анклаве дом – N15, построенный в 1926 году классиком венского модерна Адольфом Лоосом для дадаиста Тристана Тцара.

Площадь Пигаль и Клиши.

Квартал вокруг площади Пигаль (place Pigalle) у подножия Монмартра пользуется репутацией пристанища разврата, и сюда стекаются толпы туристов. Вдоль тротуаров растянулась цепочка автобусов, из которых вечером на площадь валит многонациональная толпа. Помимо туристов местная публика состоит из клошаров, проституток, сутенеров, наркоманов и пьяниц. Владельцы секс-шопов, эротических шоу, магазинов нижнего белья, видеобаров с неоновыми вывесками и стендами с порнографией зазывают посетителей.

Нужно иметь в виду, что вывешенные снаружи цены не всегда соответствуют реальным. От площади Пигаль на запад уходит залитый неоном бульвар Клиши (boulevard de Clichy), где в запущенных барах отдыхают проститутки: La Nuit, Le Chat Noir. Бульвар выходит на площадь Бланш (place Blanche), на которой стоит кабаре «Мулен Руж» (Moulin Rouge), любимое место Тулуз-Лотрека, писавшего портреты завсегдатаев и объявившего местный канкан лучшим в мире. От площади Бланш начинается улица Лепик (rue Lepic) – пока еще совершенно прямая и не такая живописная, какой станет выше по холму.

В Lux Bar (N12) сохранилось керамическое панно начала века, изображающее «Мулен Руж». Поблизости, в доме N90 по бульвару Клиши, в CitО VОron, жили Жак Превер и Борис Виан. Через дорогу скрывается крошечная часовня Сент-Рита (Sainte-Rita, 65, boulevard de Clichy), куда Генри Миллер частенько водил своих подружек-проституток. Знакомился он с ними, как правило, не так далеко отсюда, на площади Клиши (place de Clichy), в пивной Wepler (N14).

Любимое заведение писателя каким-то образом умудрилось не испортиться, что для таких исторических имен в Париже, вообще-то, немалая редкость. По-прежнему отличные устрицы, хотя не сказать, чтобы такие же дешевые, как во времена «Тихих дней в Клиши». Местная терраса – один из лучших в этой части города наблюдательных пунктов для любителей разглядывать площадную жизнь.

В Раздел